Как помочь ребенку с уроками без конфликтов: советы психолога и учителя

Детский психолог Лейла Мирас начала обсуждение проблемы нехватки желания у детей делать домашние задания с акцента на влияние ожиданий родителей.
Об эксперте:
- сертифицированный гештальт-психолог с более чем 12-летним опытом; - экс-директор Центра психологического консультирования АОО "Назарбаев университет"; - спасла свыше 200 подростков от суицида; - главный консультант Проектного офиса по предотвращению суицида при правительстве.
Влияние домашних заданий на семьи
Для многих родителей выполнение домашних заданий становится вопросом жизни и смерти, вызывая чрезмерное беспокойство о будущем детей. Психолог отмечает, что критическая обстановка может привести детей к ощущению, что образовательные задания – это бремя ответственности.
"Если бы родители искренне говорили: 'Мы боимся за твоё будущее, поэтому считаем это важным', дети могли бы легче это понять", — считает Лейла Мирас.
Исчезновение интереса и любопытства превращает домашние задания в рутину, обостряя напряжение. Если обучение ассоциируется с криками и упреками, у детей формируется стереотип, что уроки – это опасно, что ведет к тревожности и даже страху перед ошибками.
Как настроение родителей влияет на детей
Психолог подчеркивает, что эмоциональная стабильность взрослых критически важна. Колебания в настроении родителей создают амбивалентность в их посланиях. В результате дети учатся предсказывать эмоции родителей и становятся хронически тревожными.
"Дети быстро учатся оценивать наше настроение. Это требует колоссальных ресурсов, которые могли бы быть направлены на обучение и радость", — добавила Мирас.
Способы поддержания здоровья своих детей
Первый шаг для родителей — научиться принимать неопределенность и осознавать, что дети могут не справляться с заданиями. Вместо того чтобы осуждать, важно предложить помощь.
"В момент, когда вы чувствуете, что вас распирает от эмоций, остановитесь и спросите: 'Я вижу, тебе сложно. Чем я могу помочь?' Это создает атмосферу поддержки результатом, а не контроля", — обращает внимание психолог.
Как действовать при саботаже уроков
"Саботаж не всегда означает недочет, часто это сигнал страха", — объясняет Лейла Мирас.
Задача родителей — валидировать детские эмоции, не ставя суждения. Предложите альтернативные пути снятия напряжения и дайте возможность выбора в процессе выполнения задания.
Что не следует говорить детям
Опытный психолог предостерегает от использования негативных ярлыков. Сравнения с другими детьми могут вызвать у ребенка ощущение неполноценности. Важно хвалить за усилия и прогрессы в процессе выполнения задания, а не только за оценки.
"Если у родителей недостаточно терпения, лучше не вмешиваться в учебный процесс. Иногда лучше всего просто не вмешиваться", — советует Мирас.
Как справляться с работой и уроками
"Разрешено не делать. После четвертого класса дети должны уметь учиться самостоятельно. Если по-прежнему нужна поддержка, это может говорить о тревожности", — утверждает Лейла Мирас.
Важно осознавать, что несделанное задание — это не катастрофа, а опыт. Необходимо предоставить детям возможность на ошибки без излишнего контроля.
Методы привития самостоятельности
Специалист предлагает внедрить семейный распорядок: время на отдых и игры перед выполнением уроков поможет создать интерес к процессу.
"Обязательно оставляйте время на совместное взаимодействие, это укрепляет эмоциональную связь с родителями", — добавила Мирас.
Важно задавать вопросы о чувствах ребенка, что помогает снизить уровень стресса и улучшить эмоциональный фон.
Манипуляции в общении
Дети учатся манипулировать на основе взаимодействия с взрослыми. Вместо этого важно настраивать взаимопонимание и согласие.
"Договоритесь о том, что делаете совместно. Это создает конструктивный подход к обучению", — рекомендует психолог.
Что делать, если не знаешь ответа
При затруднениях стоит открыто обозначить свою некомпетентность и показать, что поиск решения — это нормально. Так ребенок видит, что ошибки допустимы и это не страшно.
Поддержка сильных сторон ребенка
Согласно мнению психолога, внимание к сильным сторонам ребенка и игнорирование его слабостей — основной фактор, способствующий развитию человека.
Право на ошибку
"Дети должны иметь возможность ошибаться. Это нормально. Их развитие не должно определяться только успехами", — напомнила Мирас.
Важно понимать, что ценность ребенка не должна сводиться только к его достижениям. Значение счастья должно быть в первую очередь.
Ошибки родителей
Педагог Нурлан Адамов выделяет несколько типовых ошибок, совершаемых родителями:
- Выполнение заданий вместо детей, что лишает их самостоятельности.
- Фокусировка на оценках и игнорирование усилий, что снижает мотивацию.
- Не учитывать возрастные особенности и эмоциональное состояние детей.
Оптимальное место для учебы
"Создание учебного уголка с комфортной обстановкой и удобством — это основа успешного обучения", — говорит Адамов.
Уголок должен включать необходимые элементы: наличие удобной мебели, освещения и отсутствие отвлекающих факторов.
Правильный режим дня
Оптимальным считается время отдыха после школы – 60-90 минут, перед выполнением домашних заданий.
Примерная структура: поужинать, отдохнуть и затем браться за сложное, заканчивая лёгкими задачами.
Причины низких оценок
"Если ребенок прилагает усилия, но получает низкие оценки, важно искать причины, а не винить его", — подчеркивает Адамов.
Возможно, проблемы с оценками вызваны пропуском элементов знаний или конфликтами в классе.
Мотивация в классе и дома
Педагог предлагает несколько подходов, чтобы преодолеть барьер у детей:
- Не задавайте домашние задания, чтобы мотивировать детей работать активно на уроках.
- Проводите "дни без плохих оценок" для создания безопасной среды для ошибок.
- Используйте метод альтернативы в случае противодействия со стороны ребенка.
Важна правильная атмосфера в доме — отсутствие давления и сравнения поможет ребенку более охотно участвовать в учебном процессе.
Семья как опора
Советы экспертов сводятся к поддержанию безопасной и конструктивной атмосферы в доме. Дети должны чувствовать, что могут справляться с трудностями, получая поддержку от родителей.
"Помните, счастье важнее пятерок. Учите детей жить, а не быть идеальными", — заключает Адамов.
Фото: depositphotos.com
- Выбор детского сада
- Подготовка к садику
- Развитие ребенка
- Питание и здоровье
- Воспитание и психология
- Финансовые и юридические вопросы
- Методики воспитания и обучения
- Организация занятий
- Психология ребенка
- Взаимодействие с родителями
- Организация работы детского сада
- Карьера и развитие воспитателей
- Лучшее детям
- Практики обучения
- Полезные подборки
- Наука о детях

