Особенности государственного стандарта организации обучения дошкольников
Образовательно-воспитательные процессы в учреждениях дошкольного типа основаны на общепринятых правилах и стандартах. Они действуют вне зависимости от организационной формы учреждений, которые осуществляют деятельность в подобной сфере. Стандарты предусматривают перечень основных требований, предъявляемых к уровню подготовки детей, содержанию обучающих программ и определяют допустимые объемы учебной нагрузки. Они учитывают возраст и особенности развития, а также создают необходимые условия для интеграции и всестороннего развития воспитанников. Команда сайта kindergartens.kz разобралась в содержании программ и последних нововведениях в области стандартизации работы дошкольных учреждений.
Здоровье
Цель образовательной области «Здоровье» заключается в развитии физической подготовки дошкольников. Стандарты направлены на формирование и совершенствование навыков двигательного характера. Для решения поставленных задач организуются подвижные игровые виды деятельности и предусматривается выполнение комплексов спортивных упражнений. В стандартный перечень входит катание на велосипеде, санках, лыжах и обучение плаванию. Дети знакомятся с основными элементами популярных видов спорта, в том числе баскетбола, бадминтона и футбола.
Содержание программы «Здоровье» должно обеспечивать охрану здоровья детей и способствовать его укреплению. Ребенок в рамках должен освоить правила безопасности при нахождении в помещениях, улице или природе. Расширение багажа ранее полученных знаний и приобретение опыта двигательного характера происходит за счет регулярного выполнения упражнений, ведения активного образа жизни, использования речевой, познавательной и творческой деятельности.
Организация учебного процесса в области «Здоровье» предполагает следующие направления:
- формирование физической культуры;
- изучение основ безопасности.
Коммуникация
Цель области «Коммуникация» заключается в формировании речи дошкольников и последующим ее развитием, воспитании культуры взаимодействия и общения, обогащении словарного запаса и формировании грамматики. Дети знакомятся с литературными произведениями и выразительным чтением, учатся пересказывать и знакомятся с иностранными языками.
Благодаря разработке стандартов открываются возможности для максимального развития навыков, которые создают условия для свободного общения детей с окружающими людьми и сверстниками. Они учатся акцентировать внимание, интересоваться содержанием слов и художественными произведениями.
Организация учебной деятельности образовательной области «Коммуникация»:
- формирование речевых навыков;
- изучение детских произведений;
- обучение основам грамотной речи и общения;
- преподавание казахского и русского с учетом особенностей обучения, знакомство с одним иностранным языком.
Познание
Образовательная деятельность в области «Познание» направлена на получение начальных представлений о математике. У детей формируются знания о множествах, они приобретают практический опыт ведения счета и изучают существующие в геометрии фигуры. Они учатся ориентироваться в пространственном измерении и времени, работают с элементами конструктора и различными материалами.
Дошкольники расширяют представление об окружающих предметах и природных явлениях. Они знакомятся с представителями животного мира и неживой природой. Дети учатся понимать ценности родного народа и различных национальностей, знакомятся с праздниками, обрядами и национальными традициями. Наша планета рассматривается с позиции дома для всех живущих людей.
Организация учебной деятельности в образовательной области «Познание»:
- получение базовых представлений в математике, сенсорное развитие для воспитанников раннего возраста;
- получение основ конструирования;
- занятия по естествознанию.
Творчество
Образовательная область «Творчество» предполагает обучение различным техникам рисования и иных областей творчества. Дети учатся основам аппликации, азам техники лепки, правильного восприятия различных произведений искусства. У дошкольников формируется эстетическое видение окружающей действительности.
Процесс направлен на формирование начальных представлений об искусстве. Дети учатся воспринимать музыкальные композиции, произведения различных авторов, знакомятся с национальными инструментами, художественными и фольклорными произведениями. Занятия стимулируют их сопереживать основным персонажам и создают условия, способствующие реализации творческого потенциала и самостоятельной организации процесса.
Организация учебного процесса в образовательной области «Творчество»:
- уроки рисования;
- основы лепки;
- занятия по аппликации;
- музыкальные уроки.
Социум
Образовательная область «Социум» направлена на формирование у дошкольников нравственных поведенческих норм, приобщение к человеческим ценностям, обучение приемам общения. Дошкольники приобретают следующие навыки:
- умение проявлять самостоятельность, достигать поставленных целей, нести ответственность за совершаемые действия;
- развитие свойств нравственного характера;
- формирование способности переживать, быть отзывчивым, уважительного отношения к окружающим, испытывать привязанность к близким людям;
- знакомство с культурными обычаями, формирование уважения к историческим событиям и казахским обычаям;
- расширение объема полученных знаний о Казахстане, формирование восприятия его в качестве общего дома, формирование уважения к культурным ценностям и национальным традициям, знакомство с обычаями других народов;
- стимулирование познавательного интереса к творчеству и трудовой деятельности;
- обучение правилам безопасности при нахождении на улице и в общественных местах.
Организация деятельности образовательного характера в области «Социум»:
- самостоятельное познание мира;
- знакомство с окружением;
- познание экологических основ.
Воспитательно-образовательная деятельность предполагает мониторинг основных достижений детей с учетом особенностей возраста. В отношении уровней действуют следующие стандарты:
- первый — выполняет действия, демонстрирует знания;
- второй — показывает понимание действий, обладает запасом знаний;
- третий — применяет на практике полученные знания и сформированные навыки, самостоятельно и творчески их использует.
Показатели выступают в роли основных индикаторов, которые позволяют проводить мониторинг и разрабатывать план развития дошкольника.
С целью исполнения поручения Елбасы Н. Назарбаева определен перечень приоритетных задач для дошкольных организаций. Их решение должно способствовать повышению качества образовательных и воспитательных процессов, формированию общего перечня навыков социального характера.
Дополнения Стандарта касаются периодизации возраста детей. Общепринятым считается следующее деление:
- Ясельный — с 0 до 3 лет:
младенческий — с момента рождения;
ранний — с 12 месяцев;
младший — с 2 лет. - Дошкольный — с 3 до 6 лет:
средний — с 3 лет;
старший — с 4 лет;
предшкольный — с 5 лет.
В соответствии с действующим Стандартом была разработана программа, цель которой заключается в создании условий для раннего развития и формирования у детей раннего возраста необходимого перечня социальных навыков и способности к самостоятельному обучению. Для законных представителей и учителей она выступает основным инструментом, при помощи которого достигаются цели социализации детей.
Содержание разработанной программы способствует решению задач, связанных с вопросами социализации детей с рождения и до достижения 3-х летнего возраста. Развитие перечня навыков самостоятельного обучения и общения в социуме требуется для создания успешного будущего ребенка. Процесс предполагает совместную активную деятельность с педагогиками и законными представителями. Она позволит формировать у воспитанников социальных навыков взаимодействия и приспособления, будет способствовать становлению личностных качеств и появлению гуманного отношения к людям. Ребенок приобретен знания о безопасном поведении в различных условиях. Программа делает акцент на том, что педагогу отведена ведущая роль в дошкольном учреждении, а родители — в кругу семьи и организации по предоставлению услуг дошкольного воспитания.
Программа учитывает этапы психосоциального процесса развития личности детей, начиная с момента рождения и до 3-х лет. Она дает представление об основных результатах по каждой из областей образования, которые предполагается сформировать.
Система оценки основывается на перечне критериев, а ребенок должен уметь воспроизводить определенные действия, понимать их суть и проявлять самостоятельность. В результате можно понять уровень социальной готовности, лидерства, толерантности и способности к самообучению, что позволяет разрабатывать индивидуальный план коррекции развития.
Программа считается инструментом, при помощи которого решаются задачи по социализации детей раннего возраста. Его могут использовать родители и педагогический состав дошкольных учреждений. В стандартных учебных планах предусмотрено увеличение на 1 час занятий для изучения казахского языка с уменьшением объема вариативного компонента.
При организации учебной деятельности используется сочетание современных и традиционных технологий. Они базируются на системах Ф. Фребеля, Н. Зайцева, М. Монтессори, методологии В. Воскобовича и Вальдорфской педагогике. Активно используются анимация, мультимедийные разработки и различные развивающие игры.