Казахстанские дети: от дворов к экранам и цифровому одиночеству

Профессор медицины Алмаз Шарман поднимает важную тему "цифрового одиночества" и его последствия для детей в Казахстане, обсуждая риски и предлагая возможные решения.
От дворовых игр к экрану
Ранее детство в Казахстане было наполнено активными играми во дворе и общением с друзьями. Дети играли в асыки, футбол и проводили время вместе. Но с началом XXI века страхи родителей, связанные с безопасностью, привели к тому, что дети стали проводить больше времени дома. В 2010-е годы, с массовым распространением смартфонов, виртуальные развлечения заменили традиционные игры на улице.
Цифровое одиночество
Сейчас подростки, казалось бы, всегда на связи, однако многие из них ощущают себя одиночищными. "Лайки" и комментарии в интернете не создают настоящей близости. Психологи описывают это как "диетическую дружбу": общение без настоящего глубокого понимания и поддержки, что ведет к отдалению друг от друга.
Изменение традиций
Казахская культура традиционно строилась на живом общении, таких как семейные ужины и долгие разговоры. Однако теперь многие из этих традиций заменяются использованием гаджетов. Например, вместо общения с бабушкой, дети все чаще смотрят мультфильмы на планшетах, а за ужином вместо разговоров родители и дети погружены в свои устройства.
Разные ловушки для молодежи
Цифровая реальность влияет на подростков по-разному. Девочки сталкиваются с давлением, связанным с внешностью, что приводит к низкой самооценке и психологическим проблемам. Мальчики зависят от онлайн-игр, что мешает им развивать навыки живого общения и умение решать реальные проблемы. Эти тенденции приводят к росту тревожности и чувству одиночества среди молодежи.
Тревожная статистика
Казахстан имеет высокие показатели подростковых суицидов, и это вызывает беспокойство. Согласно данным, подростки проводят на экранах 6-8 часов в день, что приводит к ухудшению психического здоровья. Доля увлеченных играми за последние годы значительно возросла.
Необходимость социальных взаимодействий
История показывает, что кризисы социальных связей не новость. Ранее люди создавали клубы и кружки для реального общения. Сегодня Казахстану нужны новые места для подростков, где они могут находить поддержку и взаимодействие без зависимости от цифровых устройств.
Ситуация, аналогичная экспедиции на Марс
Известный психолог Джонатан Хайдт сравнивает социальные сети с экспедицией на Марс, подчеркивая, что мы знаем об их опасностях, но продолжаем игнорировать это. Уровень тревожности среди молодежи растет на фоне растущей зависимости от технологий.
Что могут сделать родители и общество
Родители могут установить правила использования технологий, создавая традиции без смартфонов. Школы должны стать местом для общения и взаимодействия, развивая кружки и спортивные группы. Общество также должно активно поддерживать психическое здоровье молодежи, предоставляя программы и ресурсы для помощи. Взрослые должны стать
- Выбор детского сада
- Подготовка к садику
- Развитие ребенка
- Питание и здоровье
- Воспитание и психология
- Финансовые и юридические вопросы
- Методики воспитания и обучения
- Организация занятий
- Психология ребенка
- Взаимодействие с родителями
- Организация работы детского сада
- Карьера и развитие воспитателей
- Лучшее детям
- Практики обучения
- Полезные подборки
- Наука о детях