Международный скандал: рестораны и ТРЦ в Казахстане стали школами с нарушениями финансирования

В Казахстане выявлены серьезные нарушения в финансировании частных школ, сообщает пресс-служба правительства. В ходе анализа финансовых потоков в сфере образования было обнаружено, что некоторые учреждения, которые официально заявляют о себе как о школах, на самом деле являются ресторанами или торговыми центрами.
Следует отметить, что инициатива по повышению прозрачности управления бюджетными средствами в образовании была предпринята после передачи "Финансового центра" из ведения Министерства просвещения в Министерство финансов. Министр финансов Мади Такиев сообщил о работе по внедрению новых механизмов контроля за расходами.
"С ноября этого года на веб-портале e-Qazyna.kz запущен информационный сервис OrtaBilim, который направлен на автоматическую проверку данных о количестве и контингенте учащихся в частных школах. В процессе проверки были выявлены нарушения в 155 из 745 школ. Кроме того, около 30% из 427 оцифрованных учреждений оказались некорректно зарегистрированы, в частности, одна из школ в Мактааральском районе была заявлена как тойхана, а в Шымкенте - как торговый центр", – говорится в официальном отчете.
По официальным данным, в 64 частных школах количество учащихся превышает проектные мощности более чем в два раза. Например, в одном из учебных заведений Алматинской области с проектной мощностью на 60 человек фактически училось 702 ученика. Эти данные свидетельствуют о нецелевых выплатах из бюджета за образовательные услуги, которые фактически не были предоставлены.
"В одной из школ Астаны численность учащихся составила 1003 человека при запланированной мощности на 241. Были также найдены случаи фиктивных учителей и двойного финансирования", – добавили в пресс-службе правительства.
Новый сервис поможет объединить имеющиеся информационные системы образования, что улучшит контроль за соответствием требований к нагрузке как для школ, так и для их преподавателей. Это должно снизить финансовое бремя на государственный бюджет, предотвращая ненужные траты.
На данный момент 86% частных школ прошли процедуру авторизации и подписали необходимые соглашения. Министерства финансов и просвещения проводят семинары для директоров, объясняя изменения в системе финансирования.
Правительство отметило, что финансовые выплаты школам за оказанные услуги будут продолжаться в этом году, однако с января 2026 года новая информационная система будет строго регламентировать деятельность учебных заведений.
В дальнейшем планируется подключить к сервису все виды государственного финансирования в образовании, включая господряды, гранты и стипендии.
"Ревизия выявила множество нарушений в области финансирования частных школ. Мы наблюдаем, как государство нередко платит за несуществующих учеников. На этом рынке сформировалась нелегальная индустрия, и министерствам необходимо наладить порядок, так как ни одна государственная сумма не должна растрачиваться впустую", – подчеркнул эксперт.
Премьер-министр дал ряд поручений различным министерствам и акиматам с целью улучшения ситуации в этой сфере.
Одни учащиеся обучаются в современных школах, другие – в помещениях, напоминающих магазины. Это контраст показывает сложную ситуацию в системе образования Казахстана.
- Выбор детского сада
- Подготовка к садику
- Развитие ребенка
- Питание и здоровье
- Воспитание и психология
- Финансовые и юридические вопросы
- Методики воспитания и обучения
- Организация занятий
- Психология ребенка
- Взаимодействие с родителями
- Организация работы детского сада
- Карьера и развитие воспитателей
- Лучшее детям
- Практики обучения
- Полезные подборки
- Наука о детях